ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИКОВ С ДЕТЬМИ
№ | Критерий | Оценка гр. № 2 | Оценка гр. № 3 | Оценка гр. № 4 |
1 | 2 | |||
В 1. | Сотрудники проявляют уважение к личности каждого ребенка, доброжелательно», внимание к нему. | |||
В 1.1. | Обращаются с детьми ласково, с улыбкой, осуществляя тактильный контакт (гладят по голове, обнимают, сажают на колени и т.д.). | |||
В 1.2. | Тепло обращаются с детьми во время различных режимных моментов (в том числе утром при встрече с ребенком, во время еды, подготовки ко сну, переодевания и пр.). | |||
В 1.3. | Стремятся установить с детьми доверительные отношения, проявляют внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам. | |||
В 1.4. | Поощряют самостоятельность детей в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (предпочтение той или иной пищи, привычки, темперамент и пр.). | |||
В 2. | Сотрудники чутко реагируют на инициативу детей в общении, учитывают их потребность в поддержке взрослых. | |||
В 2.1. | Выслушивают детей со вниманием и уважением. | |||
В 2.2. | Вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей, обсуждают их проблемы. | |||
В 2.3. | Успокаивают и подбадривают расстроенных детей, стремятся избавить ребенка от негативных переживаний. | |||
В 3. | Сотрудники общаются с детьми индивидуально, выбирая позицию «глаза на одном уровне». | |||
В 4. | Сотрудники формируют у детей положительное отношение к сверстникам. | |||
В 4.1. | Собственным поведением демонстрируют уважительное отношение ко всем детям. | |||
В 4.2. | Привлекают внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряют проявления сочувствия, сопереживания сверстнику. | |||
В 4.3. | Поддерживают эмоциональный комфорт непопулярных в группе детей, создают условия для их принятия сверстниками. | |||
В 4.4. | Организуя совместные игры детей, обучают их координировать свои действия, учитывать желания друг друга, дают им для этого адекватные средства (учат делить игрушки посредством жребия, установления очередности, разрешать конфликты путем обсуждения и т.п.). | |||
В 4.5. | Чутко относятся к жалобам детей, обучая их социально приемлемым формам взаимодействия. | |||
В 5. | Сотрудники не ограничивают естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор и пр.). | |||
В 6. | Голос взрослого не доминирует над голосами детей. | |||
В 7. | Взаимодействуя с детьми, сотрудники учитывают их возрастные и индивидуальные особенности. | |||
В 7.1. | В ходе режимных процедур терпимо относятся к затруднениям детей (позволяют им действовать в своем темпе, не акцентируют внимание на неуспехах ребенка, оказывают ему необходимую помощь и поддержку и пр.). | |||
В 7.2. | Предлагая детям образцы деятельности, не настаивают на их точном воспроизведении детьми младшего и среднего дошкольного возраста. | |||
В 7.3. | Указывая на ошибки старших детей, делают это мягко, не унижая перед сверстниками и не ущемляя достоинства ребенка. | |||
В 7.4. | Контролируя усвоение материала, взрослый учитывает такие особенности ребенка, как смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него негативных переживаний. | |||
В 7.5. | Предоставляет детям возможность самим выбрать занятие по интересам (во время прогулки, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное время). | |||
В 7.6. | В ходе совместной игры или занятий взрослый обращается к ребенку по имени, смотрит ему в глаза, ведет себя заинтересованно и доброжелательно, помогая освоить трудное действие. | |||
В 7.7. | Взрослый откликается на любую просьбу ребенка о совместной деятельности, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняет причину и просит подождать. | |||
В 8. | Взрослые поддерживают положительное самоощущение детей, способствуют формированию у них знаний о своих возможностях и способностях. | |||
В 8.1. | Обращаются к ребенку по имени, подчеркивают его достоинства. | |||
В 8.2. | Поощряют детей выказывать свои чувства и мысли; рассказывать о событиях, участниками которых они были (о своей семье, друзьях, предпочтениях, мечтах, переживаниях и пр.), сами делятся своими переживаниями, рассказывают ребенку о себе. | |||
В 8.3. | Чаще пользуются поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением. | |||
В 8.4. | Порицания относят только к отдельным действиям ребенка, но не адресуют их к его личности. | |||
В 8.5. | Порицая действия ребенка, взрослый предлагает образец желаемого действия или средства для исправления ошибок. | |||
В 8.6. | Отмечают новые достижения ребенка в разных видах деятельности, обращают внимание на его новые возможности и способности. Достижения ребенка не сравниваются с достижениями других детей, а лишь с его собственными (взрослый говорит: «так далеко ты сегодня прыгнул, дальше, чем вчера»; «ты поступил плохо», но не говорит: «ты плохой мальчик» и т.п.). | |||
В 8.7. | Намеренно создают ситуацию, в которой ребенок достигает успеха (предлагая ребенку младшего дошкольного возраста попасть мячиком в корзинку, взрослый ненавязчиво включается в это действие, обеспечивая его успех и поощряя его достижение; ребенку старшего дошкольного возраста в случае неудачи в трудном для него задании предлагают более простую деятельность и т.п.). | |||
В 9. | Дети находятся в поле внимания взрослого, который при необходимости включается в игру ребенка и в другие виды деятельности. | |||
В 10. | Сотрудники не прибегают к физическому наказанию или другим негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей. |