В помощь практической деятельности старшего воспитателя
Педагоги издавна использовали так называемые дидактические игры – игры с целью обучения. Широкое распространение приёмов практической психологии позволило использовать ролевые и деловые игры для взрослых с целью наилучшего освоения тех или иных приёмов, в том числе и приёмов работы с детьми.
Ролевой игрой применительно к методической работе можно назвать игровой процесс, в котором участвует группа педагогов, причём каждый имитирует либо деятельность педагогов на занятии, либо воспитанников, либо заведующего или старшего воспитателя. Результатом этого процесса должны стать новые методические навыки и приёмы, полученные всеми участниками. Примером ролевой игры может служить занятие, проведённое одним из начинающих педагогов в манере имитирующей почерк педагога – мастера со всеми, свойственными тому приёмами, направленными на активизацию познавательной деятельности воспитанников – на обучение умению выделить главное, существенное.
При проведении игр необходимо иметь в виду, что педагоги, исполняющие роли воспитанников, могут испытывать большие затруднения, чем дети, оказавшиеся в данной ситуации. Такая форма методической работы предоставляет педагогам большие возможности по овладению приёмами, требующими практической тренировки, приёмами имитации, возможно неоднократной, и развивает умение действовать в новой ситуации.
Вариантом деловой обучающей игры является подготовка и имитация проведения занятия разными педагогами по одной и той же теме, но с разными возрастными группами детей. По окончании игры необходим серьёзный анализ представленного материала.
Не менее эффективна в методическом отношении игра, при которой педагог имитирует на занятии своё воспитательное дело, сконструированное им по одной и той же теме, но для детей разных возрастных групп с разными реальными учебными возможностями.
Семинары – брифинги отличаются от других форм работы тем, что позволяют максимально активизировать воспитателей как в процессе подготовки к занятию, так и на самих занятиях.
Коллектив воспитателей знакомится с программой проведения семинара – брифинга (вопросами, которые будут обсуждаться, литературой, в которой они освещены). И каждый воспитатель готовится к занятию.
Методист делит воспитателей на подгруппы в соответствии с количеством обсуждаемых вопросов. Сформировав задания по первому вопросу, методист предлагает одной из подгрупп обсудить его. Отвечает на вопрос вся подгруппа, и повторения при этом не допускаются, поэтому естественно каждый воспитатель оказывается в ситуации, когда необходимо говорить основательно и по существу. Когда члены группы высказались, возможно, включение всех воспитателей в обсуждение проблемы. Методист подводит итоги, приглашается другая подгруппа для обсуждения следующего вопроса и так далее. Для подготовки семинара – брифинга воспитателям необходимо познакомиться с предложенной литературой. «Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации» (под редакцией А.А. Бодалёва, Г.А Ковалёва, — М., 1983., «Исследование факторов, влияющих на организацию общения воспитателя с детьми. Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада.» (под ред.Л.Н. Бошлакова).
Одна из форм коллективного методического творчества педагогов – работа в творческих группах. В отличие от методических объединений, где основой общности выступает методика обучения воспитанника, при образовании микро группы в три – шесть педагогов, прежде всего необходима взаимная симпатия, личная дружба, психологическая совместимость и, обязательно, интерес к одной педагогической проблеме. Поводом для создания таких групп может послужить, желание освоить какую – то педагогическую идею, методику и стремление наиболее полно и продуктивно использовать сложившиеся в коллективе взаимоотношения. Такие группы создаются на исключительно добровольной основе.
Каждый член группы сначала самостоятельно изучает новую разработку или её часть, потом излагает её коллегам. Они дополняют, спорят, углубляют, обмениваются мнениями. Затем реализуют изучаемую идею на практике: ходят друг к другу на занятия, обсуждают их, а когда новая идея будет освоена, и первые умения приобретены, группа распадается. Обычно в группе выделяется лидер, который берёт на себя обязанности руководителя по изучению теоретического материала и организационным вопросам.
В процессе опытно – экспериментальной деятельности было доказано, что творческое освоение новых научных идей в микро группах идёт в 3 – 4 раза скорее, чем другими путями. Во — первых, в микро группах, снимаются психологические барьеры, связанные с различиями в характере людей, осложнёнными отношениями в прошлом, другими причинами, неоптимальной несовместимости. Во – вторых, наличие симпатий является мощным фактором, стимулирующим совместную деятельность. В – третьих, в микро группах чаще всего объединяются педагоги, обладающие компенсаторными возможностями. В – четвёртых, в микро группе участвуют педагоги не одного предмета, и этот фактор также определяет возможности взаимного обогащения.
Всё это создаёт благоприятные предпосылки для коллективной творческой методической деятельности. Благодаря добровольному характеру возникновения групп и возможности изменить их состав в течение года расширяется круг личных и деловых контактов между педагогами, и этот положительный фактор способствует сплочению педагогического коллектива, формирует в нём единство взглядов и стремлений.
Мозговой атакой применительно к условиям детского сада можно считать кратковременное разовое объединение группы педагогов, возникшее с целью овладеть конкретной методической идеей или приёмом, либо чтобы найти новое решение создавшейся методической проблемы. Для реализации этого метода необходимы три условия: максимальная концентрация внимания участников по избранной проблеме, возможно короткие сроки её решения, активное участие всех педагогов. Эти условия могут быть достигнуты разными способами. Психологи рекомендуют даже в целях возможно большей концентрации внимания оторваться от обычных условий жизни и деятельности и общаться только внутри отобранной группы педагогов. «Погружение в проблему» может быть достигнуто и с помощью СМИ, и в частности телевидения. .