Самоанализ детского сада
1. Содержание и методы воспитания и обучения в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 23
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 общеразвивающего вида, именуемое далее «Учреждение», осуществляет свою воспитательно-образовательную деятельность по следующим программам дошкольного воспитания и обучения: «Детство» под редакцией З.А. Михайловой, «Развитие» под редакцией О.М. Дьяченко, В.В. Холмовской, «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, «Программа экологического воспитания дошкольников» С.Н. Николаевой, «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т.С. Комаровой, «Физическое развитие ребенка в детском саду» Осокиной, Хухлаевой.
поделки из овощей для детского сада
Образовательное учреждение занимает земельный участок площадью 11097 кв.м. Детский сад обслуживает 104 (ста четырех) детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. В каждой группе детского сада имеется спальня, игровая, гигиеническая комнаты, уголки психологической разгрузки.
Учебные планы педагогов строятся на основе учета федеральных, региональных и национальных потребностей населения, а также с учетом преемственности между возрастами детей.
Воспитательно-образовательная деятельность соответствует реальному времени и требованию воспитания человека будущего с учетом гибкости планирования и отсутствия перегрузки, передозировки информацией.
В Учреждении созданы благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формируются основы базовой культуры личности, ведется всестороннее развитие физических и психических качеств ребенка в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, которые обеспечивают благополучный социально- психологический климат. Воспитатели рационально используют время на занятиях, строят их разнообразно, интересно: гибкий режим дня, сбалансирована учебная и внеучебная деятельность, интегрированная форма занятий, оборудованы комнаты психологической разгрузки детей, где дети отдыхают, переключаясь от сложной деятельности на простую, привычную, бытовую и по-своему интересную; рационально используется пространство групповых комнат, музыкального зала, оптимально сочетается индивидуальная и совместная деятельность детей.
У нас работают педагоги с большим стажем работы более 25 лет, которые владеют нетрадиционными приемами и методами воспитания и обучения. Воспитатели умело, методически грамотно соединяют организованную форму обучения с нерегламентированной детской деятельностью и режимными моментами.
В Учреждении особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию детей. Используются нетрадиционные технологии рисования: работа по мокрому фону, воском, красками естественных красителей — из сока травы, моркови, свеклы, фруктов, лука, грецкого ореха. Аппликация из природного материала (песок, трава и цветы разных опенков, листья деревьев, кора, береста, мох, пух, корочки апельсинов, лимонов). Работает фольклорный кружок «Казачонок», комната сказок и чудес оборудована фрагментами сказочных декораций, тёатральным занавесом, оснащены ширмами различных театров. Элементы театра включены во все виды и формы активности детей, а именно, в игры, в занятия, в режимные моменты.
Много внимания наши педагоги уделяют созданию доброжелательной атмосферы в группах, поддерживают инициативу детей в общении с взрослыми. Всегда взаимодействуют с детьми в ласковой, дружелюбной, спокойной манере, постоянно реализуют позицию равноправного партнера. В младших группах воспитатели встречают детей переодевшись в сказочного героя (например, зайчихой, лисицей, кошкой и т.д.), тем самым создавая сказочную обстановку и вовлекая детей в игровую ситуацию прекрасно взаимодействуют с ними, и весь день ребята у нас зайчата, медвежата, лисята и т.д. Также в игровой форме воспитатель совместно с детьми на фланелеграфе обыгрывает сказку, героев которой выбирают сами дети в зависимости от своего настроения (мишка – грустный или веселый, добрый или злой и т.д.). Подводим итог: Какая сказка у нас получилась: веселая или грустная? Какое настроение у героев сказки? Какое настроение у ребят? Как мы можем развеселить зверят? и т.д. В старших группах дети самостоятельно выражают свое настроение с помощью красок: рисуют лучики солнца, шляпки грибов, лепестки цветка и т.д. Воспитатель оценивает полученный результат, делая вывод об общем настроении в группе, проводит обсуждение с детьми, уточняя причины плохого и хорошего настроения. Старается развеселить и утешить грустных ребят, используя различные методы: театрализованное представление детей с хорошим настроением на свободную тему, сюжетные и подвижные игры, ряженье, индивидуальные беседы и т.д.
В детском саду проводятся игры этикета, которые помогают детям овладевать речевыми способами общения. Каждый день ребята приветствуют воспитателя и друг друга по-новому: один день обмениваются рукопожатием, другой – хлопают в ладоши, третий – приветливо кивают друг другу и т.д.
Одной из приоритетных задач является охрана жизни и здоровья детей, что прежде всего требует ежедневного тщательного медицинского контроля. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется слабостью нервной системы, неустойчивостью психики, подверженностью инфекционным и простудным заболеваниям, быстрой утомляемостью. Это обуславливает необходимость четкого соблюдения режима жизнедеятельности детей, т.е. исключения переутомления, перегрузок, организации полноценного питания, прогулок на свежем воздухе, дневного (а при наличии круглосуточных групп и ночного) сна. Не менее важное значение для физического и психического здоровья детей имеет обеспечение в учреждении благоприятного психологического климата, эмоционально положительного отношения к каждому ребенку.
Посещаемость детьми дошкольного Учреждения — важнейший критерий при оценке деятельности учреждения. Высокая посещаемость свидетельствует о должном уровне работы по охране жизни и здоровья детей (см. таблицу № 1).
-
- консультации для руководителей детского, новогодний утренник в детском саду, конспекты занятий в детском саду по экологии, сценарий дня матери в детском саду, детский сад формление, сценарий нового года в детском саду.
В Учреждении предусматривается охрана и укрепление здоровья детей, поэтому в каждой группе создан комплекс мероприятий, повышающий жизненный тонус каждого ребенка – это и физкультурные занятия, и санитарно-гигиенические условия, и заботливый уход за детьми, достаточное пребывание на воздухе, проведение гимнастики, закаливания, сбалансированное питание. Кроме этого в детском саду ведется последовательное обучение двигательным навыкам и умениям: ловкости, быстроте, выносливости, развитии координации движений в пространстве.
Таблица № 1.
Физически развитый ребенок легко приобщается к труду, тем более, когда имеются на то условия. В Учреждении в каждой группе имеется огород, фитоогород, ягодник, цветник; дети трудятся охотно, т.к. приобретены ведерки, венички, носилки, детские грабельки, оборудован уголок труда в экологических зонах. Дети регулярно участвуют в трудовой деятельности, совершенствуя общее развитие наблюдательности и расширяя круг интересов. В каждом виде трудовой деятельности сотрудники детского сада воспитывают у детей ответственность, чувство долга и трудолюбие.
Очень важным критерием оценки Учреждения является рациональное питание детей. В нашем детском саду потребление продуктов соответствует норме, это видно из приведенных данных (см. таблицу № 2).
За 2002 год наблюдается отклонение в отрицательную сторону от нормы на 21% сухофрукты, 22% дрожжи и 11% крахмал, отклонение в положительную сторону — мясо 1,3%, сметана 2,3%, яйцо 2%, чай 2,1% и свежие фрукты 4%. Остальные продукты питания соответствуют норме потребления. За 2003 год наблюдается отклонение в отрицательную сторону от нормы на 16,5% сухофрукты, 11% дрожжи и 9% крахмал, отклонение в положительную сторону — овощи 2,2%, яйцо 1,9%, и свежие фрукты 2,8%. Остальные продукты питания соответствуют норме потребления. За 2004 год наблюдается отклонение в отрицательную сторону от нормы на 11% сухофрукты, 26% дрожжи и 8% крахмал, отклонение в положительную сторону — мясо 1,5%, масло 2%, овощи 3%, сметана 2,3%, яйцо 3,5%, кофе 2 % и свежие фрукты 8,3%. Остальные продукты питания соответствуют норме потребления. За 2005 год наблюдается отклонение в отрицательную сторону от нормы на 71% дрожжи, отклонение в положительную сторону — мясо 6,7%, рыба 11,9%, масло 5%, сметана 9,3%, сыр 5,5%, яйцо 8%, кондитерские изделия 6%, чай 3,5%, сухофрукты 5,2%, кофе 7,5% и свежие фрукты 8,4%. Остальные продукты питания соответствуют норме потребления. За 2006 год наблюдается отклонение в отрицательную сторону от нормы на 40% дрожжи и 15% крахмал, отклонение в положительную сторону — рыба 2%, масло 4%, сыр 2,5%, яйцо 4,9%, кондитерские изделия 3,2%, овощи 2,4%, кофе 2% и свежие фрукты 3,7%. Остальные продукты питания соответствуют норме потребления.
Таблица № 2.
Другим важным критерием является эмоционально-психологическое благополучие детей в детском саду.
В Учреждении соблюдается режим жизнедеятельности детей, обеспечивающий последовательную смену деятельности и отдыха, не допускающий нервно-психических и физических перегрузок воспитанников.
Педагогический коллектив постоянно работает над организацией развивающей среды в группах, каждый ребенок имеет возможность приобрести для себя разнообразный материал для участия: в развитии интеллектуальных способностей, познавательной, мыслительной деятельности, мелкой моторики рук, глазомера. Развивающая среда в детском саду, ее правильное наполнение и построение сориентированы на создание воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором — уступить или взять себе, поделиться или действовать самому. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимодействий, организованного поведения.
В Учреждении большое внимание уделяется музыкальному воспитанию детей. В каждой группе созданы музыкальные уголки. Дети старшего возраста обучаются музыкальной игре на аккордеонах, металлофонах, ионике, на которых играют классические произведения Чайковского Глинки, Кабалевского. С детьми среднего возраста организован фольклорный ансамбль «Веселуха», где использовано более двадцати нетрадиционных и традиционных шумовых предметов.
Выполнение программ — один из основных показателей эффективности работы дошкольного учреждения. В этой связи самое серьезное значение в нашем Учреждении придается планированию воспитательно-образовательной работы. При этом обращается самое серьезное внимание на систематичность и последовательность работы с детьми на основе программ «Детство» под редакцией З.А. Михайловой, «Развитие» под редакцией О.М. Дьяченко, В.В. Холмовской, «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.
Воспитание в семье важно на каждом этапе детства, но особое значение семья имеет для маленького ребенка. Она обеспечивает его эмоционально-психологическое благополучие и защищенность. Сложившийся семейный уклад, сформировавшиеся у ребенка впервые годы жизни привычки облегчают или усложняют процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению, а затем и к школе. Поэтому особое внимание нами уделяется оценке эффективности взаимодействия детского сада с семьей, которое ведется постоянно. По нашему мнению, оценка деятельности дошкольного учреждения родителями должна быть одним из самых важных критериев аттестации нашего детского сада.
2. Кадровое обеспечение педагогического процесса в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 23 общеразвивающего вида.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 общеразвивающего вида укомплектован полностью. В штатные единицы включены:
заведующая — 1
ст. воспитатель — 1
воспитатели — 7
музыкальный руководитель – 1
руководитель по изобразительному искусству – 0,5
руководитель по физическому воспитанию – 0,5
помощник воспитателя — 6
работники пищеблока — 2
работник прачечной — 1,75
сторож—3
дворник— 1
завхоз -1
В Учреждении работают педагоги:
6 человек с высшим педагогическим образованием, 6 человек со средним педагогическим образованием.
Специалисты Учреждения аттестованы на следующие категории:
5 специалистов — высшей категории;
4 специалиста — первой категории;
3 специалиста — второй категории.
Педагоги Учреждения владеют и реализуют на практике современные образовательные технологии и развивающие методы обучения и воспитания.
Коллектив работает по программам «Детство» под редакцией З.А. Михайловой, «Развитие» под редакцией О.М. Дьяченко, В.В. Холмовской, «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.
В Учреждении обеспечивается профессиональная подготовка педкадров:
курсовая переподготовка, повышение квалификации специалистов, проводятся семинары-практикумы.
Педагоги принимают участие в методических объединениях при управлении общего и профессионального образования.
3. Организация деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 23 общеразвивающего вида.
· Руководство Учреждения осуществляется в соответствии с Уставом Учреждения и законодательством Российской Федерации;
· Заведующая Учреждением имеет высшую педагогическую категорию, выполняет функции руководителя в соответствии с должностной инструкцией;
· В Учреждении соблюдается исполнительная и финансовая дисциплина: имеется номенклатура дел, регистрируется входящая и исходящая документация;
· Осуществляется работа по изучению и реализации нормативных документов (приказов, инструкций), обеспечивается целевое расходование средств, предусмотренных статьей, имеются данные о последней инвентаризации материальных ценностей;
· В Учреждении имеется нормативно-правовая документация, регулирующая деятельность образовательного процесса:
Устав Учреждения, договор с учредителем, договор с родителями (законными представителями) и Учреждением, положение о родительском комитете, положение о попечительском совете, положение о комплектовании детского сада.
· Документация ведется в соответствии с перечнем документации Учреждения, утвержденным приказом госкомитета СССР по народному образованию и Министерства здравоохранения от 04.1О.1988г. №369/745
· В Учреждении соблюдаются правила по охране труда и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников;
· В Учреждении соблюдаются правила пожарной безопасности;
· Общее санитарно-гигиеническое состояние Учреждения (питьевой, световой, тепловой и воздушный режимы) соответствуют требованиям Госсанэпиднадзора;
· В Учреждении соблюдаются социальные гарантии участников процесса; созданы условия для организации питания и медицинского обслуживания, своевременно выплачивается заработная плата;
· Осуществляется перспективное планирование, оперативное планирование, воспитатели имеют календарные и перспективные планы по обучению и воспитанию детей;
· В Учреждении созданы условия для реализации индивидуального подхода к ребенку: организация по подгруппам, индивидуально, для детей с различными темпами психического развития, обеспечивается баланс между занятиями, регламентированной деятельностью и свободным временем ребенка;
· В Учреждении используется современная форма организации образовательного процесса: проводятся различные формы занятий (по содержанию и по видам), созданы условия для детей раннего возраста, организуются праздники, просмотры спектаклей, прогулки, занятия;
· Соблюдается баланс между разными видами активности детей (умственной, физической и другие виды активности целесообразно чередуются);
· Учреждение осуществляет координацию в воспитании и обучении детей с их родителями (другими членами семьи), имеется родительский комитет, родители имеют возможность присутствовать в Учреждении;
· Педагоги проводят родительские собрания, праздники и различные тематические выставки;
· Педагоги оказывают индивидуальную педагогическую помощь родителям в воспитании и обучении детей и повышают их знания о воспитании детей (проводят консультации, посещают семьи на дому). В каждой группе родители своевременно получают необходимую информацию о работе детского сада.
· Учреждение осуществляет сотрудничество с центром детского творчества, образовательной школой амбулаторией.
4. Материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 23 общеразвивающего вида (развивающая среда, безопасность, охрана здоровья).
В Учреждении созданы условия для всестороннего развития детей:
имеются дидактические средства и оборудование для развивающей деятельности;
художественная литература, подбор иллюстраций, репродукции картин, фильмоскопы, диаскопы, кинопроектор, наборы пластинок, видеокассет по сказкам, звукозаписи — все это обогащает впечатления детей;
в группах имеются дидактические игры (настольные, домино, лото, различные сложные наборы и игрушки для развития детей в различных видах деятельности);
имеются игры для интеллектуального развития (шахматы, шашки и др.);
имеются игрушки и оборудование для сенсорного развития;
созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей.
В Учреждении созданы условия для художественно-эстетического развития детей. В группе в свободном доступе для детей имеется необходимый материал для рисования, лепки, аппликации, художественного труда (бумага разного размера, цвета, фактуры, краски, гуашь, акварель, нетрадиционные красители, песок разных оттенков для аппликации, трафареты, печатки), организованы выставки детских работ. Территория озеленена деревьями, кустарниками различных пород, огород, фитоогород.
В Учреждении созданы условия для театральной деятельности. Имеется комната сказок и чудес, видеосалон, музыка, диафильмы, костюмы сказочных персонажей. Работает театральная студия, где разнообразные виды кукольных театров (узелковый, клубочный, конусный, перчаточный, бутылочный, ложковый, пальчиковый, палочковый, театр картинок, театр кукол-великанов). Имеется костюмерная для сюжетно- ролевых, режиссерских игр, игр — драматизации.
В Учреждении созданы условия для развития музыкальной деятельности:
имеется музыкальный зал, музыкальные инструменты (пианино, баян, аккордеоны для детей);
имеется необходимый набор детских музыкальных инструментов, на которых дети играют классические произведения и др.;
работает фольклорный ансамбль «Казачата», «Веселуха» с набором шумовых инструментов под руководством Владимира Ивановича Толстоноженко.
В Учреждении созданы условия для конструктивной деятельности:
в группах имеются наборы разных видов настольного строительного материала, отличающиеся размером, цветом, содержанием, а также сложные конструкции напольного строительного материала.
дети, методом моделирования, самостоятельно создают схемы построек.
В Учреждении созданы условия для развития экологической культуры детей:
имеются наборы дидактических игр по ознакомлению с природой;
в каждой группе оборудованы зеленые зоны, где находятся цветы, рассада, поют птицы, плавают рыбки;
имеется фитоогород, фитобар, фруктовые деревья, ягодник, огород овощей, на территории д/сада имеется участок леса;
действуют маршруты экологической тропы.
В Учреждении созданы условия для активной деятельности детей:
в каждой группе оборудован спортивный уголок;
на участках расписаны дорожки здоровья для повышения двигательной активности, горки, лесенки, дуги, качели, карусели, диски здоровья, беговые дорожки и т.д.;
проводятся занятия в спортивной секции «Дзюдо»;
имеется спортивная мини-площадка, стадион.
В Учреждении большое внимание уделяется привитию любви к родному краю, имеется уголок кубанского быта, где дети могут послушать кубанские песни, стихи, рассказы, увидеть красоту кубанской природы в иллюстрациях, надеть национальные костюмы, стараются показать кубанские танцы, пляски, песни своим родителям.
В Учреждении особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию детей. Работает изостудия, где под руководством Яцун Евгении Борисовны, педагога с высшим образованием, дети используют нетрадиционные технологии рисования: работа по мокрому фону, воском, красками естественных красителей — из сока травы, моркови, свеклы, фруктов, лука и т.д.; выполняют аппликации из природного материала, ткани, бумаги и т.д.
В Учреждении созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей, имеется кабинет массажа, кабинет для физиопроцедур, дети получают полноценное питание, круглогодично употребляют овощи, свежие фрукты, соки
Сводные данные по результатам наблюдений
Критерий | Группа № 1 (раннего возраста) | Группа № 2 (средний возраст) | Группа № 3 (старший возраст) | Группа № 4 (пред школь-
ный возраст) |
Освобожденный специалист | Средний балл | Комментарии заведующего |
Рв | 2,7 | — | — | — | — | 2,7 | |
РвВ | 2,7 | — | — | — | — | 2,7 | |
В | — | 3 | 2,8 | 2,7 | — | 2,8 | |
И | — | 3 | 3 | 2,8 | — | 2,9 | |
Ф | — | 2,8 | 2,8 | 2,6 | 2,4 | 2,6 | |
Р | — | 2,8 | 2,5 | 2,8 | — | 2,7 | |
Из | — | 2,9 | 2,8 | 3 | 2,7 | 2,8 | |
М | — | 2,7 | 2,8 | 2,6 | 2,7 | 2,7 | |
Т | — | 2,9 | 2,5 | 2,6 | — | 2,7 | |
К | — | 3 | 2,6 | 3 | — | 2,9 | |
Ма | — | 2,5 | 2,5 | 2,8 | — | 2,6 | |
Е | — | 2,3 | 2,3 | 2,8 | — | 2,5 | |
Э | — | 2,5 | 2,7 | 2,7 | — | 2,6 | |
Ч | — | 2,6 | 2,4 | 2,8 | — | 2,6 | |
Итого: | 2,7 | 2,75 | 2,6 | 2,8 | 2,6 | 2,7 |