РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
№ | Критерий | Оценка гр. № 2 | Оценка гр. № 3 | Оценка гр. № 4 |
1 | 2 | |||
Р 1. | Сотрудники создают условия для развития у детей речевого общения со взрослыми и сверстниками. | |||
Р 1.1. | Сотрудники побуждают детей обращаться ко взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями (отвечают на все вопросы ребенка, внимательно относятся ко всякого рода его фантазиям, побуждают детей к познавательному общению во время прогулок, в беседах по поводу прочитанного и т.д.). | |||
Р 1.2. | Сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой (привлекают внимание ребенка к вопросам и высказываниям других детей, побуждая отвечать на них и высказываться). | |||
Р 2. | Сотрудники дают детям образцы правильной литературной речи. | |||
Р 2.1. | Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная (полные предложения), грамматически правильная и т.п. | |||
Р 2.2. | В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета и т.п. | |||
Р 3. | Сотрудники обеспечивают развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их возрастными возможностями. | |||
Р 3.1. | Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения и т.п.). | |||
Р 3.2. | Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляя их. | |||
Р 4. | Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных возможностей. | |||
Р 4.1. | Помогают ребенку овладевать названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них. | |||
Р 4.2. | Сотрудники создают условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность. | |||
Р 4.3. | Обеспечивают развитие образной стороны речи (знакомят детей с переносным смыслом слов «человек хмурится», «утро хмурое», уточняет оттенки смысла разных слов и т.д.). | |||
Р 4.4. | Знакомят детей со словами, имеющими одинаковое значение (синонимами), противоположное значение (антонимами), имеющими одинаковое звучание, но различное значение (омонимами). | |||
Р 5. | Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи: учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами, формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения. | |||
Р 6. | Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей. | |||
Р 6.1. | Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания (описание игрушки, картинки, пересказ и самостоятельное сочинение сказок и прочее). | |||
Р 6.2. | Организуют диалоги между детьми и со взрослыми (инициируя игры детей типа «разговор по телефону»). | |||
Р 7. | Сотрудники уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции («повернись», «наклонись», «подними руки и похлопай ими», игра «принеси то, не знаю что» и т.д.). | |||
Р 8. | Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями. | |||
Р 8.1. | Стимулируют детей комментировать (сопровождать речью) свои действия в предметной деятельности. | |||
Р 8.2. | Упражняют детей в умении планировать свою деятельность (проговаривая вслух последующее действие). | |||
Р 9. | Сотрудники приобщают детей к культуре чтения художественной литературы (читают детям книги, организуют совместное прослушивание пластинок, беседуют с детьми о прочитанном дома). | |||
Р 10. | Сотрудники поощряют детское словотворчество (предлагают детям составлять загадки, сочинять потешки, изменять и придумывать слова). | |||
Р 11. | ВДОУ ведется обучение иностранному языку (языкам). |