РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Критерий | Оценка гр. № 2 | Оценка гр. № 3 | Оценка гр. № 4 | |
1 | 2 | |||
И 1. | Сотрудники создают условия для возникновения и развертывания игры детей. И 1. Создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждают события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и пр.). | |||
И 1.2. | Побуждают детей к развертыванию игры (обращаются к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим»; предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет; побуждают детей к принятию роли и наделению ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.). | |||
И 1.3. | В качестве непосредственных участников игры предлагают детям образцы различных игровых действий (воспитатель кормит, купает куклу, привлекая к игре малышей: показывает, как строить космический корабль, рассказывает, как играть в игры с правилами — «Съедобное-несъедобное», «Испорченный телефон», «Садовник»; произносит считалку для установления очередности или выбора водящего и пр.). | |||
И 1.4. | Соблюдает баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: оберегают время, предназначенное для игры, не подменяя ее занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к занятиям, режимным моментом. | |||
И 1.5. | Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми и пр.). | |||
И 2. | Сотрудники создают условия для развития общения между детьми в игре. | |||
И 2.1. | Организуют совместные игры детей (предлагают игры с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом и пр.). | |||
И 2.2. | Развивают способы игрового общения — общения детей как носителей роли (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера). | |||
И 2.3. | Развивают у детей умение общаться по поводу игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру, тактично улаживать конфликты, пр.). | |||
И 3. | Педагоги создают условия для развития творческой активности детей в игре. | |||
И 3.1. | Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов, действий и приемов. | |||
И 3.2. | Предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и пр.). | |||
И 3.3. | Поощряют детей к импровизации в игре (придумыванию сюжетов; введению оригинальных персонажей в традиционные игры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.). | |||
И 3.4. | Стимулируют детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование. | |||
И 3.5. | Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в игре (включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; используют выразительные движения, мимику, интонированную речь; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности, т.п.). | |||
И 3.6. | Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости как равноправный партнер. | |||
И 4. | Сотрудники реализуют индивидуальный подход в организации игры детей. | |||
И 4.1. | Организуют игры с учетом личностных особенностей и специальных потребностей детей (игра, стимулирующие активность застенчивых детей и детей с физическими недостатками и задержками в развитии; повышающие самоконтроль у излишне расторможенных и агрессивных детей и т.п.). | |||
И 4.2. | Обращают особое внимание на «изолированных» детей (организуют для них привлекательные игры, оказывают поддержку в игре, выдвигают их на центральные роли, т.п.). | |||
И 4.3. | Способствуют поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные; предлагают роли мамы, хозяйки и пр. для девочек, роли, связанные с мужественными профессиями, — для мальчиков; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов). | |||
И 4.4. | Поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в игре. | |||
И 5. | Сотрудники способствуют развитию у детей разных видов игры. | |||
И 5.1. | Организуют сюжетно-ролевую игру. | |||
И 5.2. | Организуют игры с правилами. | |||
И 5.3. | Способствуют возникновению режиссерской игры. | |||
И 5.4. | Организуют игры-драматизации. | |||
И 5.5. | Побуждают детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.). | |||
И 5.6. | Организуют подвижные и спортивные игры. | |||
И 5.7. | Используют дидактические игры в педагогическом процессе. | |||
И 5.8. | Приобщают к играм разных народов. | |||
И 6. | Педагоги используют игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов. |