РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ (РАННИЙ ВОЗРАСТ)
№ | Критерий | Оценка |
1 | 2 | 3 |
Рв 1. | Сотрудники создают условия для развития эмоционального общения детей со взрослыми. | |
Рв 1.1. | Проявляют собственную инициативу в установлении эмоциональных контактов с детьми (ласково обращаются к ним, называют по имени, поддерживают ребенка при переживании им дискомфорта). | |
Рв 1.2. | Поддерживают и поощряют инициативу ребенка в эмоциональном общении (всегда откликаются на стремление малыша получить доброжелательное внимание, поддержку, ласку). | |
Рв 1.3. | Организуют эмоциональные и подвижные игры, способствующие совместным положительным переживаниям («Ладушки», «Сорока-ворона», «Едем-поедем», «Прятки» и пр.). | |
Рв 2. | Сотрудники помогают детям наладить положительные контакты со сверстниками. | |
Рв2.1. | Знакомят детей друг с другом, стимулируют их обращения к ровесникам. | |
Рв 2.2. | Организуют эмоциональные контакты, сближающие детей между собой, стимулируют проявление доброжелательного отношения к ровесникам. | |
Рв 2.3. | Устраивают совместные игры с предметами (совместные постройки из кубиков, игры с куклами и пр.). | |
Рв 3. | Сотрудники создают условия для развития предметного взаимодействия с детьми (сотрудничества), предлагая им различные образцы действий с предметами. | |
Рв 3.1. | Помогают детям учиться пользоваться предметами бытового назначения (ложкой, чашкой, расческой и пр.). | |
Рв3.2. | Помогают освоить действия с игрушками-орудиями, такими, как лопатка, ведерко, палочка, формочки и пр. | |
Рв 3.3. | Поощряют стремление детей подражать действиям взрослых, участвовать в повседневных бытовых занятиях (уборке помещения, уходе за растениями, домашними животными). | |
Рв 3.4. | Взрослые поощряют стремление детей к самообслуживанию (дают им возможность самим одеваться, умыться, застегнуть молнию и пр.). | |
Рв 3.5. | Знакомят с назначением различных предметов, которые из окружают, с их основными свойствами такими, как форма, цвет, величина. | |
Рв 3.6. | Не ограничивают любознательность детей, позволяя им исследовать интересные для них предметы и помогая освоить действия с ними. | |
Рв 3.7. | Знакомят детей с элементарными способами конструирования с использованием различных материалов (конструкторов, кубиков, бросового материала). | |
Рв 3.8. | Обучающие занятия строятся в форме игры (знакомство с различными цветами, формами, соотношениями предметов и т.п. может производиться в рамках сюжетно-ролевой или дидактической игры). | |
Рв 4. | Сотрудники создают условия для развития у детей процессуальной игры. | |
Рв 4.1. | Знакомят их с различными сюжетами и организуют соответствующую им игровую среду. | |
Рв 4.2. | Помогают детям освоить соответствующие их возможностям игровые действия (поднести ложку или чашку ко рту куклы, помешать в кастрюльке еду, ровно поставить один кубик на другой, сделать больному укол и пр.). | |
Рв 4.3. | Вводят в игру предметы-заместители, показывая способы использования неоформленного материала. | |
Рв 4.4. | Помогают детям разнообразить сюжеты игры, включать в них элементы новизны. | |
Рв 4.5. | По мере овладения детьми игровыми действиями взрослые помогают детям брать на себя различные роли и наделять ими персонажей игры. | |
Рв 4.6. | Организуют несложные сюжетные игры с несколькими детьми. | |
Рв 5. | Сотрудники поощряют и стимулируют интерес детей к чтению книжек (читают им стихи, сказки, знакомят с иллюстрациями к ним, с названиями изображенных предметов, делятся своими переживаниями по поводу прочитанного). | |
Рв 6. | Сотрудники создают условия для формирования у детей представления о себе. | |
Рв 6.1. | Учат маленьких детей узнавать свое отражение в зеркале, знакомя с названиями частей тела и лица, просят показать то же самое у взрослого, у куклы, у другого ребенка. | |
Рв 6.2. | Знакомят с игрушками и действиями с ними, характерными для игр девочек и мальчиков, формируя половую идентификацию (играя с куклой, девочка берет на себя роль мамы или бабушки, а мальчик — папы или брата; в то же время кукла может быть дочкой или сыном, в соответствии с этим они могут быть по-разному одеты и т.д.). | |
Рв 6.3. | Отводят время, чтобы поговорить с детьми о том, что они видят, делают, что им, нравится, об их семье. | |
Рв 6.4. | Называют имена детей в играх, песнях. | |
Рв 6.5. | Устраивают выставки с фотографиями детей, просят ребенка найти на фотографии себя, других малышей, показать, где мальчик, где девочка. | |
Рв 6.6. | Предоставляют детям возможность выбора между игрушками, действиями, занятиями. | |
Рв 7. | Сотрудники создают условия для развития речи детей. | |
Рв 7.1. | Поддерживают речевую инициативу детей. | |
Рв 7.2. | Знакомят их с названиями различных предметов. | |
Рв 7.3. | Демонстрируют новые привлекательные игрушки, называя из и инициируя ребенка к повторению их названия, после чего дают игрушку малышу. | |
Рв7.4. | Играют с детьми в речевые игры, дают прослушать детские песенки, поддерживают звукоподражания. | |
Рв 7.5. | Читают детям книжки, показывают и называют картинки, рассказывают сказки) истории, вместе повторяют стишки и песенки. | |
Рв 7.6. | Поощряют словотворчество детей. | |
Рв 7.7. | Стимулируют запоминание детьми сказок, стихов, песенок. | |
Рв 7.8. | Поощряют узнавание детьми знакомых предметов, рисунков и пр. | |
Рв 7.9. | Разговаривают о том, что видят и что делают дети, объясняют, что им предстоит сделать, готовя к переходу к следующему виду деятельности. | |
Рв 7.10. | Комментируют ответы и рассказы детей, расширяя их познания. | |
Рв7.11. | Обсуждают события дня. | |
Рв 7.12. | Задают вопросы, требующие развернутого ответа. | |
Рв 8. | Сотрудники организуют продуктивные и творческие виды деятельности детей. | |
Рв 8.1. | Стимулируют возникновение у детей интереса к рисованию (предлагают им рисовать карандашами, мелками, кистью, пальцами, на листах различных форматов и цветов, помогают освоить основные приемы работы с этими материалами). | |
Рв 8.2. | Пробуждают интерес детей клепке из пластилина, глины, помогают им создавать и видоизменять простые формы из этих материалов. | |
Рв 8.3. | Знакомят детей с элементарными способами изготовления аппликаций из нескольких элементов. | |
Рв 8.4. | Организуют музыкальные занятия (пение, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, танцы), стимулируя и поддерживая стремление ребенка к выражению чувств через мимику, жесты, движения, голос. | |
Рв 8.5. | Устраивают инсценировки знакомых сказок, стишков, привлекая детей к посильному участию в них и обсуждению того, что они увидели. | |
Рв 8.6. | Используют любую возможность для того, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, придумать вместе с ребенком интересную историю, пробуждая его фантазию, творческое воображение. | |
Рв 8.7. | Показывая детям образцы любого вида деятельности, взрослые дают им возможность действовать самостоятельно и не навязывают всей группе и каждому ребенку тот или иной сюжет, дают детям право выбора материала, с которым они хотят работать. | |
Рв 9. | Сотрудники создают условия для овладения детьми ходьбой, сложными локомоциями, тонкой моторикой рук. | |
Рв 9.1. | Организуют свободное пространство таким образом, чтобы дети могли передвигаться по всей групповой комнате и имели доступ к спортивным снарядам и игрушкам. | |
Рв 9.2. | Проводят физкультурные занятия. | |
Рв 9.3. | Организуют подвижные игры с ходьбой, ритмическими движениями, прыжками и бегом как в групповом помещении, так и во время прогулки. | |
Рв 9.4. | Проводят музыкальные занятия для овладения простыми танцевальными движениями. |