Активизация инноваций
Методы и формы активизации инновационной деятельности педагогов.
В настоящее время существует проблема формирования педагога инновационного дошкольного учреждения, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу.
Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением в условиях опытно-экспериментальной работы, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности.
Профессиональное совершенствование педагогов осуществляется по следующим направлениям:
— анализ профессиональной подготовки воспитателей на основе выявления их профессиональных потребностей, изучения результатов деятельности и вовлечения их в различные формы профессионального совершенствования, как на базе ДОУ, так и в районе, городе;
— создание на базе учреждения собственной программы профессионального совершенствования, которая учитывает:
— задачи образования и воспитания детей, возможные пути их реализации с учетом достижения современной науки и практики;
— возможности включения педагогов в опытно-экспериментальную и исследовательскую деятельность с учетом их личностной ориентации;
— обеспечение органической связи содержания и форм обучения и практической деятельности по созданию инновационной практики в условиях социального партнерства;
— привлечение специалистов к работе на всех этапах деятельности: от разработки концепции и проектирования модели инновационного учреждения и до её реализации.
Уже само содержание последнего направления вынуждает педагогов постоянно находиться в «обучающем режиме» — в процессе работы возникает необходимость вооружения новым знаниям, способами владения материалом предлагаемых специалистами программ.
Работа по повышению профессионального мастерства педагогов должна выделяться в отдельное направление и придерживаться следующих основных требований:
— иметь практико-ориентированный характер;
— интегрировать повышение квалификации и внедрение результатов научных исследований и передового (инновационного) педагогического опыта;
— обеспечивать индивидуально-дифференцированный подход, учитывающий возможности педагогов и их профессиональные интересы;
— способствовать активному освоению знаний и закреплению профессиональных умений;
— оценивать результативность повышения квалификации и своевременно вносить коррективы в этот процесс;
— обеспечивать системный и комплексный подход.
Изучение деятельности и личности воспитателя – необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Помочь воспитателю добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого воспитателя, так как в детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто проработал много лет.
Так, в результате диагностики готовности педагогов к внедрению новых технологий и инноваций, наблюдений за педагогической деятельностью, у нас определилось 3 группы педагогов с различным уровнем педагогического мастерства:
· низкий (10%) – интуитивный;
· средний (60%) – поисковый;
· высокий (30%) – мастерский.
Методическая работа с воспитателями низкого уровня ориентирована на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями.
Цели методической работы с воспитателями среднего уровня – формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности.
Методическая работа с воспитателями высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников.
Поэтому, педагоги с высоким уровнем педагогического мастерства, готовых к инновационной деятельности, были объединены в творческую группу, которая принимала активное участие в реализации намеченных задач.
Отбор форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими особенностями познавательной деятельности взрослых, поэтому учебный процесс строится с учетом следующих требований:
Ø реализации вариативности образовательных запросов;
Ø овладения способами самостоятельного познания и перехода в режим саморазвития;
Ø ориентации на удовлетворение потребности в неформальном профессиональном общении;
Ø ориентации на самоанализ собственной деятельности и осознание необходимости её совершенствования;
Ø проблемного построения содержания лекций, семинаров, требующих от педагогов междисциплинарного синтеза;
Ø использование таких форм и методов учебной работы, которые носят исследовательский характер и направлены на осмысление собственного педагогического опыта и творческую его переработку.
Из множества форм и методов, рекомендуемых в настоящее время для использования в работе с педагогами, можно остановиться на некоторых из них:
Лекции в форме диалога активизируют мыслительную и познавательную деятельность слушателей. Во время такой лекции мы поясняли содержание рассматриваемой темы, а затем вели рассуждение с педагогами, последовательно совместно разбирали вопросы темы.
Проблемные лекции привлекают слушателей к доказательству отдельных положений и формированию выводов.
Семинары-интервью оказывают большое влияние на развитие способности формировать вопросы, делать заключение и предлагать рекомендации.
Семинар – творческие занятия направлены на развитие творческого мышления и создания инновационных проектов.
Семинар – пресс-конференции помогают быстро находить информацию по отдельным проблемам, глубоко осмысливать её, обсуждать отдельные вопросы с коллегами.
Игровое моделирование (деловые и ролевые игры: брейнсторминг, совет пиратов, делим пирог и др.) подразумевают моделирование реального процесса, во время которых принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций. Деловая игра как метод обучения позволяет «прожить» ту или иную практическую ситуацию.
Используются и такие формы и методы, как коллективное решение проблемных ситуаций, групповая дискуссия, или мозговая атака, по наиболее важным вопросом, тренинги в малых группах по совершенствованию профессиональных умений; методы самообразовательной работы, научно-практические конференции по итогам инновационной деятельности ДОУ.
Новой формой, позволяющей в комплексе решать основные практические и исследовательские задачи, интегрировать различные образовательные формы обучения для педагогов в инновационном учреждении, является научно-методический совет. В работу научно-методического совета включена творческая группа педагогов, научный руководитель экспериментальной площадки, заведующая ДОУ и старший воспитатель.
В компетенцию его деятельности входит создание коллектива единомышленников для развития учреждения, который разрабатывает стратегию, конструктивно-методические схемы реализации общей концепции, модель учреждения и его основные структуры, методики изучения культурно-образовательных и профессиональных потребностей всех участников педагогического процесса. Важное место в содержании работы научно-методического совета занимает анализ деятельности учреждения, результаты использования новых педагогических технологий, анализ профессиональной деятельности членов коллектива, рассмотрение прогностических программ и проектов, анализ и утверждение дидактических, методических материалов, обобщение опыта.
Важным в работе научно-методического совета является и анализ инновационных способов и приемов, и их реализации в социокультурном пространстве, и изучение их влияния на степень развития ребенка.
Таким образом, использование в процессе повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ указанных и других активных форм и методов обучения обеспечивает практико-ориентированный характер учебного процесса, способствует включению в инновационную деятельность, формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании.