ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИКОВ С ДЕТЬМИ
№ | Критерий | Оценка |
1 | 2 | 3 |
РвВ 1. | Сотрудники проявляют уважение к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему. | |
РвВ 1.1. | Обращаются с детьми ласково, с улыбкой, поглаживают, обнимают, часто берут на руки. | |
РвВ 1.2. | Тепло обращаются с детьми во время проведения режимных процедур, в том числе утром при встрече с ребенком, во время еды, подготовки ко сну, переодевания и пр. | |
РвВ 1.3. | Стремятся установить с детьми доверительные отношения, проявляют внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам. | |
РвВ 1.4. | Поощряют самостоятельность детей в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение той или иной пищи). | |
РвВ 2. | Сотрудники чутко реагируют на инициативу детей в общении, на из потребность в поддержке взрослых. | |
РвВ 2.1. | Слушают детей с вниманием и уважением. | |
РвВ 2.2. | Вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей, обсуждают их проблемы. | |
РвВ 2.3. | Успокаивают и подбадривают расстроенных детей, стремятся помочь в устранении дискомфорта. | |
РвВ 2.4. | Разговаривая с детьми, выбирают позицию «на уровне глаз» (общаясь с ребеком, взрослый присаживается рядом или берет его на руки). | |
РвВ 2.5. | В течение дня сотрудники общаются не только с группой в целом, но и с каждым ребенком индивидуально. | |
РвВ 3. | Сотрудники создают условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками. | |
РвВ 3.1. | Собственным поведением демонстрируют уважительное отношение ко всем детям. | |
РвВ 3.2. | Знакомя детей друг с другом, называют из имена, ласково поглаживают рукой ребенка руку сверстника, стимулируют взгляды в глаза, проявление положительных эмоций, в то же время не навязывая малышам контакты, если они уклоняются от них. | |
РвВ 3.3. | Привлекают внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, «сорадования». | |
РвВ 3.4. | При организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогают детям координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступают в качестве доброжелательных участников игр. | |
РвВ 3.5. | Стремятся разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания детей на другие виды деятельности или предметы. | |
РвВ 3.6. | Помогают детям овладевать речевыми способами общения (называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь). | |
РвВ 4. | Сотрудники не ограничивают естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор). Голос взрослого не доминирует над голосами детей. | |
РвВ 5. | В ходе обучающих занятий сотрудники учитывают возрастные возможности и интересы детей. | |
РвВ 5.1. | Строят занятия в форме совместной игры с детьми. | |
РвВ 5.2. | Совместная игра организуется преимущественно с одним ребенком или небольшой группой детей таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок. | |
РвВ 5.3. | Обучение проводится в мягкой форме, без насилия (обучая ребенка пользоваться ложкой, расческой или заводить машинку, взрослый мягко направляет его движение своей рукой, а затем дает ему возможность выполнить действие самостоятельно, при необходимости помогая ему, но не принимая всю инициативу на себя и т.д.). | |
РвВ 5.4. | Взрослый откликается на любую просьбу ребенка о совместной деятельности помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняет причиной просит подождать. | |
РвВ 5.5. | В ходе совместной игры или занятий взрослый находит время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием. | |
РвВ 5.6. | Организуя совместные игры или занятия, взрослые не заставляют участвовать в них всех детей (если ребенок отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, воспитатель разрешает ему заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям и пр.). | |
РвВ 6. | Сотрудники организуют процессуальные игры детей как творческую деятельность. | |
РвВ 6.1. | Стремятся заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть. | |
РвВ 6.2. | Стараются пробудить инициативу ребенка, вовлекая его в свою игру, предлагают и обсуждают с ним разные варианты развития сюжета с учетом желания ребенка. | |
РвВ 6.3. | Помогают малышу наделить персонажей игры именами, характерами, разговаривают от их имени, стимулируют развертывание диалога. | |
РвВ 6.4. | Увлекают ребенка поимками предметов-заместителей, открывая для него новые возможные игры. | |
РвВ 6.5. | Проявляют интерес к самостоятельной игре детей, выражают одобрение, радуются находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей. | |
РвВ 6.6. | Помогая разнообразить игру ребенка, взрослые делают это ненавязчиво, не нарушают его замысла. | |
РвВ 6.7. | Организуя совместные игры детей, взрослые помогают им распределить игрушки, роли, наладить взаимодействие. | |
РвВ 7. | Сотрудники поддерживают положительное самоощущение детей, способствуют формированию у них знаний о себе. | |
РвВ 7.1. | Предоставляют детям самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнеров по игре. | |
РвВ 7.2. | Время от времени ребенка подводят к зеркалу для рассматривания частей тела (обычно не видных — ушки, прическа и пр.), соотносят отражение в зеркале с соответствующими деталями одежды ребенка (рассматривают рисунок на карманчике). | |
РвВ 7.3. | Обращаются к ребенку по имени, подчеркивают его достоинства. | |
РвВ 7.4. | Поощряют детей высказывать свои чувства и мысли, рассказывать о событиях, участниками которых они были. | |
РвВ 7.5. | Чаще пользуются поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением. Порицание относится только к отдельным действиям ребенка, но не адресуются к его личности. Неудачи обыгрываются в шутливой форме, чтобы не формировать у малыша неуверенности в своих силах. | |
РвВ 8. | Сотрудники не прибегают к физическому наказанию или другим негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей (в случае, когда ребенок отказывается есть или идти в туалет, взрослый старается мягко уговорить его перевести нежелательные действия в игровую форму, а в случае неудачи дать малышу возможность побыть одному. В случае, когда ребенок высказывает явное неповиновение, идет на открытый конфликт, мешает другим детям или обижает их, взрослый спокойно объясняет ему причину нежелательного поведения, сажает на стульчик отдельно от других детей или уводит в соседнюю комнату, не оставляя при этом ребенка без внимания. После разрешения конфликта взрослый ласково обнимает малыша, говорит о своей любви к нему и выражает уверенность в том, что плохой поступок больше не повторится). |